Слова, вынесенные в заглавие статьи о прошедшем 24 октября 2018 года в гимназии № 17 г. Кемерово практико-ориентированном семинаре «ОГЭ по русскому языку и литературе-2019: структура и организация подготовительной работы на уроках русского языка и литературы», могут стать девизом и руководством для плодотворной работы не только для сорока учителей русского языка и литературы, ставших участниками семинара, и не только для плодотворной работы на этом мероприятии или в деятельности конкретных учителей при подготовке их учеников к предстоящим ОГЭ по русскому языку и литературе!..
Во время совместной работы на семинаре учителя русского языка и литературы за три часа непрерывной работы успели сделать многое: проанализировать и обсудить КИМ ОГЭ-2019 по русскому языку и литературе, определить изменения в КИМ ОГЭ-2019 по литературе по сравнению с версией 2018 года, обратив внимание на задания, вызывающие наибольшие проблемы у учащихся и учителей, и определив принципы их выполнения (это прозвучало в теоретической части семинара в выступлениях методиста МБОУ ДПО «Научно-методический центр» Екатерины Евгеньевны Кухты, в выступлении учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 17» Галины Викторовны Марьиной и в ходе практической работы ). Коллеги уделили особенное внимание, безусловно, важнейшей проблеме при подготовке учащихся ко всем экзаменам и, что не менее важно, ко многим жизненным ситуациям: речь идёт о формировании навыка грамотной работы с текстом, результатом формирования которого является умение осознанно читать любой текст и создавать собственный!..
В ходе практической работы на семинаре был представлен урок русского языка, где учащиеся учились комплексно анализировать текст и по вариантам выполняли типичные задания ОГЭ по русскому языку. Коллеги, присутствующие на уроке, отметили не только разнообразие предложенных педагогом форм работы, но и его умение создать благоприятную атмосферу, что очень важно на любом уроке, а особенно на том, где идёт подготовка к будущему испытанию (вопрос о психологическом сопровождении подготовки к ГИА также рассматривался на семинаре!). Несомненно, трудно дать открытый урок! Но учитель русского языка и литературы гимназии № 17 Ирина Константиновна Кривая смогла это сделать, сумела она на уроке найти время и уместной шутке, в том числе и над собой, что присуще, безусловно, только смелым людям и профессионалам своего дела!..
Не менее продуктивной была работа и на мастер-классе учителя русского языка и литературы гимназии № 17 Светланы Николаевны Витухиной, где педагогом была проведена работа с учителями по формированию у учащихся навыков анализа художественного текста. Учителя русского языка и литературы во время мастер-класса имели возможность не только получить теоретические сведения о работе педагога, проводящего мастер-класс, но и погрузиться в работу по сравнительному анализу двух лирических произведений! Красиво прочитанные лирические стихотворения, грамотный сравнительный анализ, анализ заданий и понятий «прочтение», «анализ», «интерпретация», выводы о путях формирования у обучающихся навыков сравнительного анализа двух произведений – вот далеко не все результаты проведённого мастер-класса! Презентация, сопровождающая выступление педагога, стала востребованной среди учителей ещё до момента завершения мастер-класса, что, несомненно, является показателем работы учителя!..
Все методические материалы семинара предоставлены методическим объединением учителей русского языка и литературы гимназии № 17 (руководитель – Галина Викторовна Марьина) и методистом Е.Е. Кухтой и будут опубликованы в сообществе ВКонтакте: https://vk.com/club172465796
А в заключение поделюсь своими впечатлениями от проведённого семинара: для меня это был «момент для счастья, повод для улыбки и время для мечты! Благодарю всех коллег за продуктивную работу»!..
Е. Е. Кухта, методист МБОУ ДПО «Научно-методический центр» |